Как отличить капитализм от социализма

Как понять, в какой стране вы живете — социалистической или рыночной? Я собрал самые основные, на мой взгляд, признаки, которые позволяют определить с большой уверенностью, повезло вам быть гражданином свободной страны или вы гражданин соц. лагеря. Сразу предупреждаю особо ретивых левых — социализмом я называю именно то, что себя как социализм и проявило исторически, т.е. я учитываю реальный опыт соцстран и на основе его делаю выводы и классифицирую соответственно. “Социализм неправильный был” и прочие “госкапитализмы” к аргументам не принимаются.

--

Богатые чиновники или богатые предприниматели.

В стране с рыночной системой вознаграждения число богатых людей (миллионеров, миллиардеров и просто обладателей солидного достатка) пополняют люди, чья деятельность заключается в производстве новых благ, инноваций и создании новых рабочих мест — т.е. предприниматели и востребованные специалисты. Их достаток растет за счет спроса на их деятельность со стороны остальных граждан — тем самым, они приносят отчетливо видимую и даже математически определяемую пользу обществу. Так в свободной рыночной стране, но не в стране с социалистической системой вознаграждения. Поскольку в такой стране вознаграждение зависит не от пользы, приносимой гражданам и не от производства востребованных качественных благ или талантов, знаний, профессионализма.

В социалистической системе вознаграждения богатыми являются чиновники, лояльные власти силовики и деятели культуры, которые эту власть всячески поддерживают. Далеко за примерами ходить не нужно — в СССР партноменклатура имел доступ к личным автомобилям повышенной комфортности (Волги, Чайки, ЗИС), дачи, разнообразным продуктам питания и возможности выезжать за границу. Для социалистической элиты строились отдельные многоквартирные дома, где была даже прислуга и магазины. Для большинства рабочих такой роскоши не полагалось — они жили в панельных домах с маленькой площадью, пользовались 6 сотками дачи и ждали личный автомобиль, долгие годы стоя в очереди. Крестьяне вообще были заперты в коллективных хозяйствах, паспорта они получили окончательно (т.е. поголовно) лишь в 1970-е годы. Жилье в сталинском СССР можно было разделить на номенклатурное (ведомки), т.е. высшего класса и рядовые (для всех остальных). После Сталина принцип остался прежним, хотя сменилась архитектура — для элиты строили “цэковские” панельные дома, расположенные в самых лучших частях города, а для холопов предназначались обычные типовые панельки.

В современной РФ, как страны, стремительно возрождающей советские методы управления экономикой и советскую внешнюю политику, социалистические принципы сохранены. Из самых свежих примеров можно привести проект “Кортеж” — создание очень дорогих элитных автомобилей для президента и элиты, при чем проект разрабатывался в самые трудные для страны годы. В РФ обычные следователи, прокуроры, генералы и депутаты — наиболее богатые граждане страны, в то время как большинство населения довольствуется зарплатами в диапазоне от 10 тысяч до 100 тысяч рублей. Поскольку, как и свойственно социализму, основные активы, приносящие наибольшую прибыль при такой экономической системе, принадлежат чиновникам и приближенным — похожая ситуация наблюдается в Венесуэле, где все гораздо хуже — чиновники, силовики и президент относятся к наиболее обеспеченной части населения. Не преувеличением будет сказать, что так же обстоит дело в Северной Корее (где для партийных и культурных деятелей тоже возводится отдельное жилье), в Иране (где аятоллы слывут богатейшими людьми в стране), Беларуси и т.д.

Напротив, в США или Сингапуре, в странах ЕС или на Тайване в списке богатейших граждан состоят частные лица, не чиновники, поскольку в этих странах система вознаграждения либо рыночная, либо в целом рыночная (но с искажениями).

Слева — для своих, справа — для всех остальных.

Социальный антагонизм

Если в стране наблюдается сильный антагонизм между населением, значит эта страна смело может быть относима к социалистической. У социалистов всегда есть враги, как внешние, так и внутренние. С помощью системы пропаганды они натравливают внушаемую часть населения на тех, кто отказывается верить в котлеты к концу недели. Отчего в таких странах не приветствуется “оппозиционность”, которая служит ругательством. В рыночных странах оппозиция — признак здоровья, норма, которая не является ругательством. Ко всякой гражданской активности при социализме относятся с подозрением — вплоть до обвинений в агентурной работе на иностранную державу. Не приветствуется критика страны и её руководства. Поскольку социализм хронически “лажает” уже более ста лет, он разработал широкий набор средств для прикрытия своих провалов: козни внешних врагов, козни внутренних врагов, предательство среди элит, неправильное следование курсу вождя, плохая погода и т.д. Но особенно следует выделить здесь метод взращивания социального антагонизма. Когда граждане одной страны натравлены друг на друга, социализму намного легче продолжать свою деструктивную деятельность.

В СССР главными врагами народа были попы, буржуи и троцкисты-бухаринцы. Любой мог быть объявлен предателем, система работала довольно рандомно и грубо. В Третьем Рейхе, который, несомненно, был социалистическим государством, система создавала свой фундамент на ненависти расово чистых и верных немцев к евреям, цыганам и коммунистам. Даже в США во времена правления Рузвельта, президента несомненно социалистической ориентации, постоянно использовалась риторика социального антагонизма (например, когда надо было ввести огромные налоги на богатых).

Даже сама система социального обеспечения социалистов основана на антагонизме — ведь она работает за счет отъема средств у одних и передачи этих средств другим. В РФ очень хорошо видно социальное антагонистическое начало — власть поддерживается преимущественно теми, кто работает на государство или зависит от госвыплат (как пенсионеры), в то время как сторонники реформ, как правило, не зависят от государства. Поэтому государству выгодно увеличивать социальные обязательства, т.к. тем самым растет зависимый от госвыплат электорат. Во Франции в прежние десятилетия, когда к власти периодически приходили социалисты, работники госсектора, особенно железных дорог, наполучали различных привилегий и гарантий. Сегодня, когда президент Макрон пытается эти привилегии сократить, профсоюзы госработников устраивают массовые забастовки, которые наносят ущерб миллионам граждан страны.

К слову, даже не обладая полнотой власти, социалисты могут подрывать общество, искусственно порождая антагонизм и играя на нем для захвата власти. Так, в США партия демократов, т.е. партия по существу социалистическая, использует чернокожих, феминисток, ЛГБТ для подрыва основ американского общества — Конституции, права на оружие, даже истории (вроде сноса памятников конфедератам). Чем больше людей им удастся “стравить”, тем легче будет, играя на настроениях, сохранить привилегии.

В РФ ситуация схожая. Здесь существуют десятки проправительственных движений, вроде байкеров и “Сути Времени”, которые появляются на проправительственных митингах, либо выступают против митингующих, пытаясь сформировать образ несогласных с политикой власти как образ врагов и агентов Запада.

Самое смешное, что такое действительно бывает — протесты действительно могут быть вызваны на ровном месте и финансироваться из-за рубежа. Но загвоздка в том, что это протесты левого толка — акции ЛГБТ, феминисток, сторонников абортов, антиглобалистов и т.п. как правило поддерживаются международными фондами и организациями.

Неэффективная/эффективная работа полиции

Довольно любопытный показатель — в рыночных странах преступность намного меньше, чем в странах социалистических. Возможно, это связано не только с коррупцией, но и с основной деятельностью полиции. В стране социалистической ориентации полиция вынуждена тратить свои ресурсы на подавление гражданского недовольства, задержания на митингах и т.п. Рыночные страны свободны от такой проблемы, поэтому полиция там занимается именно своей работой — правоохранительной.

Инновации или заимствования

Это тоже мощный показатель принадлежности страны к тому или другому типу. Соцстраны, даже не смотря на некоторый кратковременный потенциал индустриализации, очень слабы в инновациях. Поэтому их продукция, как правило, представляет собой заимствования с оригиналов, созданных в рыночных странах. Конечно, бедная страна, которая проходит путь реформ, тоже может начинать свою индустрию с копирования — но это именно временный, а не постоянный, подход. В конце концов такая страна постепенно начинает создавать собственные инновации (как Южная Корея, например). Китай, начав рыночные реформы в конце 1970-х, и так и не завершив их по сей день, мечется от социализма к рынку, сочетая элементы двух систем, что выражается как в инновациях, так и в откровенном копировании продукции рыночных стран. СССР с самого начала строил свою индустрию по образцу США и Германии (да и строили эту индустрию американские и немецкие специалисты), а после Второй Мировой войны получили доступ ко многим европейским технологиям и производственным мощностям. Что и говорить, если вся советская автомобильная продукция была копированием американских и европейских автомобилей — эта практика продолжается и сегодня, ведь проект “Кортеж” — это, в сущности, копия дизайна Роллс-Ройс и западные технологии.

Кстати, один из первых советских станков ДиП-200, название которого расшифровывается как “догнать и перегнать”, был копией немецкого токарно-винторезного станка VDF Е-2.

Оригинал и его советская копия

Советский трактор СТЗ 15/30 — тоже копия, с американского трактора Mc Cormic International 15/30. Даже индекс решили не менять. Американские компании и инженеры вообще многое сделали для СССР 1920–30-х гг.

Даже такая простенькая электронная игрушка, как “Ну, погоди”, где игрок играет за волка из знаменитого одноименного мультсериала (в свою очередь повторяющего концепцию американского мультсериала “Том и Джерри”), является неофициальной копией японского Nintendo Egg.

Высокая и низкая инфляция

Деньги — это товар, очень важный товар для экономики. Так — в рыночной стране, но не в социалистической, где деньги — это инструмент для финансирования госпроектов и социальных программ. Поэтому соцстраны стремятся эмитировать деньги в неограниченных количествах, используя свою монополию на производство денег. Если в стране высокая инфляция длительное время — значит в ней правят социалисты. Разумеется, кратковременная высокая инфляция и даже гиперинфляция может случиться в слабой стране в результате каких-то потрясений, форс-мажорных обстоятельств (например, войны и тяжелых репараций и контрибуций) и т.п. Высокая инфляция в не-социалистической стране носит не системный характер, она может произойти и в результате ошибок государства (что еще не делает его социалистическим, но заблуждающимся в этатизме или попахивающем этатистскими замашками). Кроме того, надо понимать и относительность высокой инфляции. Но в социалистической стране высокая инфляция — это инструмент, система, которая имеет долговременную основу.

Инфляция в Венесуэле — стабильно высокая во все годы, начиная с 1998-го. График немного устарел (ибо мы уже знаем, что инфляция в 2018-м году превысила 10600%), но тем не менее наглядный.
Несмотря на благоприятные цены на энергоресурсы и условия для рыночных реформ, денежная масса в РФ непрестанно эмитировалась все эти годы, что привело к падению покупательной способности рубля более чем в 6 раз. Количество рублей растет намного быстрее, чем количество других произведенных благ. Это позволяет выполнять номинальные обязательства перед бюджетниками, но наносит урон по реальным доходам всего населения.
В Беларуси — заповеднике СССР — тоже любят инфляцию.

А вот что происходит с инфляцией в рыночных странах.

Мизерная инфляция, чередующаяся с дефляцией — совершенно типичная картина для рыночной Швейцарии. Ради забавы сравните её с российской.
В Китае инфляция относительно низкая — временами. Но она намного выше, чем в Японии.
И, наконец, инфляция в США. Для сравнения, количество эмитированных денег в США с 2000-й по 2017-й увеличилось примерно в 3.1 раза, а количество рублей в РФ — почти в 60 раз.

Социализм любит инфляцию. Так, когда Альенде пришел к власти в Чили, в первый год его правления инфляция составляла 23%, второй год — 163%, а в третий — уже 190%. Тем не менее, не стоит думать, что высокая инфляция, как я уже писал выше, всегда служит признаком соц. ориентации. Но если в стране высокая инфляция в целом стабильная, значит она работает системно и это говорит нам о наличии социалистических замашек у государства. Социалисты рассматривают деньги не как товар, а как инструмент для проведения своей политики.

Примитивная экономика

Для рыночных стран характерна диверсифицированная экономика — страна производит относительно большое разнообразие благ, ни одно из которых не является “иглой”, без которой все население пропадет в нищете. Для соцстран характерна экономика с сильным дисбалансом и перекосом в тяжелую или добывающую промышленность и слабой легкой/пищевой промышленностью. Примеров масса — Венесуэла, полностью зависящая от нефти. СССР, который, начиная с Хрущева, сделал ставку на сырьевой сектор, что унаследовала и продолжает РФ. До подсаживания на нефтяную иглу в СССР весь упор делался на тяжелую промышленность. Аналогичные процессы происходили в Китае, где КПК пыталась превратить крестьянскую страну в промышленного гиганта. Режим Альенде в Чили полностью держался за счет меди и кредитов и когда цены на медь упали, то все щедрые программы в стране так же полетели в тартарары.

Замечу, что такая страна, как Норвегия, тоже зависит от нефтегазового экспорта. Тем не менее, это рыночная страна, где доля сырья в экономики неуклонно снижается и сегодня составляет всего лишь четверть экономики, а созданный на деньги от продажи нефти и газа фонд позволил стране не испытывать проблем в те годы, когда мировые цены на сырье снижались. В этом кардинальное отличие рыночной сырьевой страны от социалистической — первая стремиться максимально эффективно использовать ограниченные сырьевые ресурсы для обеспечения будущей не-сырьевой экономики, когда как соцстрана живет сегодняшним днем, в расчете на ренту от сырья и сверхприбыли для элиты, но не задумываясь о долгосрочных вложениях в экономику — вместо этого легкие деньги расходуются на щедрые соцпрограммы для повышения лояльности населения.

Какие страны сегодня социалистические, рыночные и т.д.

У меня своя собственная классификация. К однозначно социалистическим странам мы можем отнести Венесуэлу, Кубу, КНДР. Много стран сегодня — с социалистической ориентацией, которые практикуют социалистические методы принятия решений: РФ, Беларусь, Казахстан, Боливия, Аргентина, Египет, Турция, Иран етс. Многие страны практикуют социализм локально — например штат Калифорния в США. Рыночные страны — это Сингапур, Гонконг, Эстония, Южная Корея, Швейцария, Финляндия етс. Есть страны, которые в основном рыночные — это США, ФРГ, Литва, Япония.

В данной статье перечислены те признаки, которые могут периодически встречаться в не-социалистических, по существу, странах, но которые однозначно всегда есть и будут в странах социалистических.

Естественно, на стандартные аргументы социалистов о правильном социализме, на все заранее известные и предсказуемые словесные хитросплетения я кладу прибор. Учитесь жить в реальности — возможно, что если в 100 случаях из 100 социализм приводит к тому, что я описал выше — то причина не в “неправильном социализме”, а в том, что ничем иным социализм похвастаться не может и всегда будет приводить к таким порокам в силу того, что, вероятно, представляет собой набор поврежденной и ложной информации, а не цельную и реалистичную теорию и практику.

ПС: список можно дополнить. Если у вас есть идея — пишите и я дополню статью, подробно расписав предложенное добавление.

***
Примечание: я запрещаю полное использование данного материала без моего разрешения. Если вы увидели эту статью на другом ресурсе, имейте в виду, что она была опубликована без моего согласия. Эксклюзивно для подписчиков Economics & History и моей страницы на Medium!

--

--