Сталинская индустриализация: не догнать и не перегнать.

Сегодня сто лет со дня самой ужасной трагедии в нашей истории — большевистского переворота. В тот момент стартовал самый жестокий, бесчеловечный эксперимент в истории — построение социализма в одной отдельно взятой стране. Об одном из наиболее кровавых эпизодов этого эксперимента — эта статья.

--

Наши левые друзья очень любят автаркию, опору на собственные силы и не любят Российскую Империю, считая, что она была совершенно отсталой страной без всяких перспектив к модернизации (или считая её сырьевым придатком Запада). Когда акции отечественной компании покупают иностранцы, левые называют это «предательством национальных интересов», «контролем иностранцев над нашей экономикой» и т.д. Этакие идейные товарищи чучхе, только наши, родные, а не где-то там в далекой Корее. Большевиков наши друзья считают спасителями отечества. Мол, Империя погрязла в долгах, а большевики все долги решили не платить и вообще, Сталин такую индустриализацию замутил, на зависть всем и всего-то за несколько лет догнал и перегнал — все это якобы и стало залогом победы в мировой войне.

Начнем с того, что Российская Империя не была сырьевым придатком Запада, а входила в мировое разделение труда и была частью глобальной экономики. Почему это хорошо, объясню ниже. А пока — обдумайте этот факт. Российская Империя к 1913 году занимала более 5,3% в мировом промышленном производстве. В неё рады были инвестировать и давать ей кредиты, потому что Россия начала XX века — это европейское государство, часть мировой Цивилизации, пользующееся доверием международного сообщества. Россия получала огромную прибыль от экспорта зерна, нефтепродуктов, пиломатериалов и могла позволить себе купить любую технику в Европе и США, сохраняя положительное торговое сальдо из года в год. Несмотря на набранные за годы первой мировой войны долги (собственно, кто их в истории не набирал во время войны?), Россия смогла бы выплатить их в течение определенного времени, имея такой внушительный экспорт. Здесь мы даже не берем в расчет множество нюансов, таких, как возможность списания части долга и получения контрибуции от побежденной Германии (как мы помним, большевики, наоборот, заплатили немцам 93,5 тонны золота), сохранения в составе страны Финляндии и Польши, приток новых инвестиций, экономические реформы.

10 из первых 19 лет пребывания большевиков у власти закончились с отрицательным торговым балансом. Обратите внимание, как сильно упали объемы торговли после 1932-го года.

Коммунисты уверяют, что без революции и сталинизма Россия оказалась бы совершенно не готова ко Второй мировой войне (оставим в стороне вопрос — была бы вообще такая война, если бы Российская империя/республика не распалась). Разумеется, это слишком смелое допущение, на основании которого нелепо строить апологию сталинской индустриализации. Будем смотреть на факты. А они таковы: пусть Империя и не была передовым государством Европы, тем не менее, русская армия была способной воевать и наносить поражение войскам держав, более передовых в технологиях. Недостаток в снабжении и снаряжении ощущался во всем — винтовках, снарядах, пулеметах и т.д. Однако недостаток в вооружении ощущала и Красная армия во Второй мировой войне (что убедительно показано в фильме “Враг у ворот” с Джудом Лоу в главной роли. Шутка. Об этом у меня есть отдельная статья).

Хорошо — экономически Империя была отстающей от многих других держав Европы. Это вещь известная, но совершенно не дающая повод считать, что Российская империя или даже Российская республика (после февраля 1917-го) не смогла бы успешно развивать экономику и провести индустриализацию — ведь страна постепенно шла по пути индустриализации (ниже вас ждут статистические данные, доказывающие это).

Что стало после прихода к власти большевиков? Тут у коммунистов перед глазами маячит только «величие» сталинской индустриализации и незаметно выпадают все 1920-е годы. Почти 10 лет как будто бы исторически отсутствуют в сознании социалистов, и это нетрудно объяснить с точки зрения психологии. Дело в том, что мозг человека устроен так, что страшные или неприятные воспоминания он «глушит», пытается забыть, выкинуть из памяти. Так и здесь. Потому что приятного было мало. Советская Россия пребывала в международной изоляции, экономика была основана на экспорте яиц и льна в ненавистную заграницу! За 1920-е Россия пребывала в стагнации, при чем если НЭП еще как-то сдерживал этот процесс, позволяя торговать хотя бы яйцами и льном, то после сворачивания Сталиным этой политики и обворовывания всего народа подчистую, уже ничего не могло помочь ухудшению уровня жизни населения. Да, именно обворовывания, ведь иначе и не назвать торговлю через Торгсины — собственным гражданам продавали продукты и прочие товары за драгоценности, золото, серебро по высокой цене, аки капиталисты-разбойники. И всё это в трудные годы. Спекуляции с Торгсином принесли за период с 1931-го по 1936-й годы около 290 млн золотых рублей — почти все ценности, накопленные населением, которые могли стать внутренними инвестициями в частные предприятия…но не стали ими, потому что у вождя коммунистов были другие планы.

А теперь вспомните про то, что быть встроенным в мировую экономику — это хорошо. Поскольку Советская Россия фактически выпала из мировой экономики, а у мудрого кормчего созрел план замутить индустриализацию, у страны не было ни денег, ни мозгов для такой работы. Даже изъятых у собственного населения денег не хватало. Приходилось немного осваивать проклятую капиталистическую схему и открывать фиктивные фирмы в США, чтобы через них выходить на связь с американским бизнесом. Вывозить золотишко и в огромных количествах его добывать. Ввозить технологии и станки. Этим занималась компания Амторг — созданная коммунистами ещё в 1924-м году со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Помимо шпионажа и налаживания контактов с бизнесменами, через Амторг в СССР попадали американские инженеры, вакансии на работу в стране советов публиковали американские левые СМИ. Американские специалисты и американский капитал буквально создавали тяжелую индустрию Советской России. Для Империи потребности в таких махинациях не возникло бы. Однако и здесь коммунисты будут убеждать нас, что созданные американско-немецкими мозгами и технологиями и русскими руками и страданиями заводы — это патриотичнее, чем французские инвестиции в Российскую империю и европейские кредиты на войну.

Огромными усилиями и махинациями, ценой совершенно вопиющей бедности населения, были построены заводы, «если бы не они, мы бы проиграли войну, танки на них делали». Принудительным трудом на стройках было задействовано только в 1932-м году 1.3 млн спецпереселенцев. Такой жалкий способ форсировать развитие страны был вызван как-раз выпадением страны из мировой экономики в сочетании с подавлением экономических свобод населения и реализацией безумных экспериментов. Большевики не «преодолели отставание царской России», а ровным счетом наоборот, преодолели собственное отставание, которое сами же и спровоцировали (потерянное десятилетие, гражданская война). Причем о преодолевании тут можно говорить с большой натяжкой — потратить огромные ресурсы на создание страны-фабрики по производству военной техники, попутно полностью уничтожив легкую промышленность и тяжелую гражданскую промышленность — это явно нельзя назвать успехом. Если смотреть даже на официальные советские данные, уровень жизни населения упал в период с 1930 по 1933-й, а до 1939-го года рос очень незначительно. При этом потребление продуктов, таких, как мясо, молоко, масло, хлеб, яйца, рыба, сильно упало со времени сворачивания политики НЭПа и к 1937 году было значительно ниже, чем в царский 1913-й год. Да, ВВП рос и подушевный ВВП тоже — но это никак не отражало реальное повышение уровня жизни, ведь рост происходил за счет тяжелой индустрии в ущерб производству и импорту потребительских благ, которые и повышают качество жизни граждан.

Снижение уровня жизни в результате сталинизма можно доказать разными способами. Например, с помощью антропометрических данных. Так, если вес новорожденных мальчиков в Москве, в 1916-м году был в среднем 3.575 кг, то в 1930-м снизился до 3,520 кг, в 1931-м до 3,490 кг, а в 1934-м упал до 3,390 кг.В 1937-м он уже был всего 3,270 кг. Ниже данные по Москве, самом благополучном городе Союза.

Апологеты сталинизма могут возразить, что снижение веса новорожденных связано с увеличением выживаемости младенцев благодаря развитию медицины. Действительно, сегодня средний вес детей может быть даже меньше, чем в 1920-е! Но в этом случае такая аргументация не работает, так как у нас есть данные по детской смертности — она в эти годы УВЕЛИЧИЛАСЬ, и по городским детям — особенно. Ниже таблица из этого источника. В первой таблице общая статистика, детская смертность в четвертом столбце. Во второй таблице даны цифры только по городским детям. Прекрасно видно, что дети до 1 года в 1930-е умирали намного чаще, чем родившиеся в сытые нэповские 1920-е.

В сталинские годы индустриализации резко упала и рождаемость. Еще в 1929-м году общий коэффициент рождаемости был 41,1 (в 1913-м 47), а в 1932-м году буквально рухнул до 31,5, в 1935-м до 30,3. Рождаемость в 1930-е была стабильно ниже, чем в 1920-е.

Естественно, ухудшение антропометрических данных тесно взаимосвязано со стрессами и питанием. Так вот питание в годы сталинской индустриализации тоже стало хуже, при чем не только в сравнении с 1920-ми, но даже в сравнении с 1913-м годом. К 1937-му году стали меньше потреблять хлебных продуктов, молока и молочных продуктов, мяса и мясных продуктов, рыбы, яиц. Зато стали больше есть картошку и сахар — высококалорийные и малополезные продукты питания. Т.е. сталинская промышленность не смогла обогнать уровень сельской России 1913-го года, оставив население с танками, картошкой и сахаром. Ну, еще с овощами. Успех большевиков “очевиден”.

Идем дальше. Доля РИ в мировом ВВП в 1913-м году была свыше 8,5%. Большевики смогли добраться до этой цифры только к 1950-м годам (немного превысив её — по расчетам британского экономиста Ангуса Мэддисона доля СССР в мировом ВВП в 1950-м году равнялась 9,6% — после чего она не росла, а снижалась), при том, что СССР очень незначительно участвовал в мировой торговле и производил продукцию тяжелой промышленности для своего ВПК (большая часть продукции первых двух десятилетий СССР и вовсе представляла собой копии с западных образцов). РИ же кормила весь мир и весь мир вкладывал в РИ деньги. Не будем забывать, что советская индустриализация — это, фактически, шаг назад, в силу того, что развитие экономики было до крайности однобоким, а не равномерным, с невероятно большим перевесом в сторону тяжелой промышленности и крайне скудной долей легкой промышленности. Отсюда и пуговицы из Чикаго в одежде советских солдат. Хотя левые , опять же, очень не любят РИ, потому что там делали мало танков и самолетов. То, что РИ зато кормила весь мир и небольшой выпуск техники не мешал ей одерживать победы над Германией и Австрией, технически превосходивших нас, большевиков не интересует.

Сталинизм во всей красе — продаем продукты питания гражданам по завышенным ценам, предварительно уничтожив частное предпринимательство и рыночную конкуренцию, которая цены снижает.

Но не будем останавливаться на этом. Ведь даже предмет гордости красных — «автаркия» в техническом отношении — совершенно дутая. Все прекрасно знают про поставки США СССР помощи по программе ленд-лиза. Чаще всего полагают, что основная доля поставки приходилась на пищевые продукты и обмундирование. Но это не так. США поставляли СССР огромную техническую помощь, настолько значительную, что о какой-либо автаркии в результате «индустриализации» говорить не приходится. Приведем несколько цифр для примера. Американский грузовик Студебеккер, на который устанавливались знаменитые “Катюши”, поставили в СССР более 175 тысяч, в то время как собственное производство грузовиков за годы войны не превысило 156 тысяч. Взрывчатыми веществами и порохом Союзники обеспечили СССР с соотношением в 53% от собственного производства. И это только отдельные примеры. Общая сумма поставок оценивалась на время войны в 11 млрд долл или, если считать по курсу 2008 года — 138 млрд долларов. Разумеется, расплачиваться по долгам большевики, в свойственной им манере, не собирались и из этих денег были возвращены сущие копейки.

Можно сколько угодно восхищаться быстротой индустриализации при Сталине в 1930-е годы. Однако успех любого предприятия всегда нужно оценивать, соотнося затраченные на него ресурсы (издержки), потери, долговременные эффекты. В первую очередь, нельзя забывать про потерянное десятилетие 1920-х — в силу изоляции России и восстановления после Гражданской войны (которой не было бы без революции). Во-вторых, примем во внимание падение антропометрических данных советских граждан и рождаемости — это лучше всего свидетельствует о падении уровня их жизни. Россия и русские в частности потеряли огромный генофонд из-за сталинских экспериментов. Возможно, что хотя бы при сохранении НЭПа уровень жизни в 1930-е был бы выше, чем в 1913-м (в 1920-е он и был немного выше). Это значит, что начало 1940-х годов Россия встретила бы с большей численностью населения, с более здоровой мужской и женской популяцией. В-третьих, надо понимать, что большевики проводили совершенно хищническую политику по отношению к собственным гражданам — повышали цены на продукты питания, лишали их экономической свободы, свободы перемещения и мысли, использовали принудительный труд заключенных на стройках. Конечно, не все были такими людоедами. Например, будь у власти в те годы Николай Бухарин, все было бы по-другому (он был противником коллективизации, выступал за сохранение индивидуальной экономической деятельности). Но у власти оказался Сталин. Только представьте, в январе 1941-го года в лагерях и колониях сидело около 2 млн человек, трудовых поселенцев — 930 тысяч. В-четвертых, результаты кровавой индустриализации оказались не велики (если рассматривать их не в вакууме, а сопоставлять с издержками). СССР по-прежнему, как и в Российской империи, нуждался в снаряжении солдат, автомобилях, боеприпасах и т.д. Но если РИ не совершала социально-экономических экспериментов огромной ценой, производила эти блага самостоятельно, а недостаток компенсировала импортом из стран союзников, то СССР проделал зверский опыт над собственными гражданами, но в итоге так и остался зависимым от западной помощи.

В конце концов, даже такое оправдание зависимости от Ленд-Лиза, как немецкая оккупация и потеря не только территории, но и производств, и произведенных припасов, имеет контраргумент — советское государство провело широкомасштабную эвакуацию тяжелой промышленности в тыл — свыше 1500 промышленных предприятий с июля по ноябрь 1941-го было перебазировано на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию. Кроме того, многие гражданские предприятия были временно переориентированы на выпуск военной продукции. Разумеется, был нанесен урон по производству, особенно из-за потери шахт. Но кто виноват в этих потерях, как не руководство страны и лично Иосиф Сталин? Нельзя забывать, в то же время, о приобретениях 1939-1940-го годов, когда СССР присоединил к себе территории Прибалтики, Восточной Польши и Бессарабии — что, несомненно, отразилось на статистике.

В заключение, вот вам четыре таблицы, показывающие, что Российская империя вполне себе проводила собственную индустриализацию — мирным и верным шагом. Что мешало бы России продолжать развитие промышленности после окончания войны 1918-го года, из которой она вышла бы страной-победительницей, сохранившей за собой Польшу, Финляндию? Не потерявшую миллионы мужчин в гражданской войне? Не потерявшую целые десятилетия? Не опиравшуюся на труд рабов и разграбление народа? И представьте себе, сегодня в России полно людей, которые оправдывают жестокости государства в отношении собственных граждан ради достижения индустриализации. И это наши с вами сограждане.

Таблицы взяты с сайта Исторические материалы (ИстМат).

***

Примечание: я запрещаю полное использование данного материала без моего разрешения. Если вы увидели эту статью на другом ресурсе, имейте в виду, что она была опубликована без моего согласия. Эксклюзивно для подписчиков Economics & History и моей страницы на Medium!

Если вам нравятся мои статьи, если вы поддерживаете то, что я делаю, присылайте мне донат на яндекс-кошелек по ссылке https://money.yandex.ru/to/410011726028157 или в вк-деньги: https://vk.com/stankevichyus или на карту сбербанк: 4276 5500 4948 3301.

--

--