Такая горячая Каталония…Краткий анализ проблемы

Каталония. Ох, и жарко же там было на днях, но уж точно не жарче, чем в стране, где больше всего переживали за события в этой солнечной стране — в России. Причины такого ажиотажа совершенно ясны: смотрите, там людей бьют дубинками, значит там нет демократии, вот он Запад, гнилой, прогнивший, лицемерный. Ну и вторая причина — кто-то всерьез даже поверил, что отделение Каталонии от Испании поможет в противостоянии Кремля западным санкциям и вообще — чем больше разделения (особенно в хронически нейтральной к России Испании) — тем легче россиянам.

Абстрагируясь от хронической заинтересованности многих россиян к тому, как идут дела у других, попробуем дать трезвую оценку событиям в Каталонии.

Начнем с истории. У Каталонии есть довольно слабые исторические основания для независимости, несмотря на наличие оснований считать себя страной со своими собственными традициями, культурой и языком. Хотя их желание возвести свое происхождение к графству Барселона (988 год) довольно сомнительное — оно было намного меньше современной Каталонии, включающей в себя Таррагону — провинция в составе Автономной Каталонии, но провинция, которая была под маврами до 12 века и которую освобождали испанцы в эпоху Реконкисты.

Нет смысла отсылаться и на Арагон — сейчас это отдельное автономное сообщество, куда больше Каталонии. С 11 по 18 век Каталония входила в Арагонскую корону, та в свою очередь с 16-го века входила в Королевство Испания (образовавшееся в результате брака короля Арагона Фердинанда и королевы Кастилии и Леона Изабеллы). Исторически Каталония никогда не была независимой страной.

Отдельно хочу заметить тем, кто считает отделение Каталонии положительной тенденцией возврата к Средневековью, т.е. к небольшим по размерам территории и правительства странам. Хотя небольшие государства куда лучше крупных, в случае Испании это вряд ли уместно. Испания никогда не знала той степени автономии городского самоуправления, как немецкие, французские и итальянские города. В силу необходимости вести борьбу с маврами не на жизнь, а на смерть, иберийские страны еще в Раннее Средневековье развивались скорее в сторону централизации и военизированного общества. Испания, в сущности, была воротами в Европу, поэтому здесь с древности возникла потребность в консолидации всех доступных сил и средств для сдерживания мусульман, что использовалось монархами для укрепления своей власти и подавления автономности городов. Т.е., если бретонский или валлонский сепаратизм исторически корректен, то каталонский сепаратизм нельзя рассматривать в таком ключе.

Однако есть другие основания для независимости. Во-первых, Мадрид слишком давно несправедливо подавляет их язык, а самое главное — традиционные институты самоуправления. И в 18-м веке, и при диктатуре де Риверы, при республиканцах, при Франко — Мадрид руководствовался априори проигрышной имперской политикой в отношении Каталонии. Во-вторых, все это происходит на фоне большей экономической развитости Каталонии, в том числе промышленной. Каталония больше платит, чем получает — а это уже издержки big government и его значимого места в принятии экономических решений вообще, а не в силу какой-то особой порочности Мадрида. По такому принципу живут и в России, где значительное число регионов дотационные.

Тем не менее, есть данные, которые позволяют возразить и на эти аргументы за независимость Каталонии. Каталонцы хвалятся тем, что платят слишком много, но получают мало. Но они платят очень мало в сравнении с тем же Мадридом и даже Балеарскими островами. Например, в 2013-м году, согласно Министерству финансов, бюджетный баланс на каждого жителя (разница между тем, что он теоретически вносит и получает от государства) Мадридской автономии на 150% больше каталонца — минус 2717 евро против минус 1168 евро. У жителя Балеарских остров такой баланс был равен минус 1364 евро. Общий отрицательный баланс просто несравним — у Мадрида -17.596 млн евро, у Каталонии -8.800 млн евро. И Каталония не единственная, помимо Мадрида, кто «в минусе» — Балеары (-1.511 млн евро), Валенсия (-1.416 млн евро) и Наварра (-0.176 млн евро). Таким образом, вряд ли здесь можно найти какую-то избирательную несправедливость к каталонцам со стороны Мадрида. Это типичные проблемы для государств современности, которые боятся развивать самоуправление дальше и глубже, чем оно есть (ибо боятся распада страны на части, а на диалог идти никто не готов). Разумеется, само по себе это не означает, что каталонцы не имеют оснований жаловаться. Они могут сказать: “это дело Мадрида, хочет платить за Андалусию или Галицию, пусть платит, а мы не хотим”. Но, согласитесь, на фоне этих данных, риторика сепаратистов уже не столь убедительна.

Есть вопросы и по старым обидам, вроде подавления языка и институтов. На сегодняшний день в Каталонии есть свой парламент — Генералитет. Каталонский язык признан официальным наряду с испанским. Есть Устав автономии Каталонии, где прописаны все её принципы и он был признан Мадридом. Каталония даже имеет свою собственную пенитенциарную систему. Былых конфликтов, казалось бы, уже много десятков лет не существует.

Довольно странным мне показалось также, что в референдумах было разрешено голосовать иммигрантам, которые не являются гражданами Испании. Каталонский национализм очень странный национализм.

В итоге, можно сказать, что Мадрид скорее прав, чем ошибается в своем отношении к каталонским сепаратистам. Последние десятилетия автономия Каталонии только расширялась. В то же время каталонцы решили выйти в годы экономического кризиса, что делает голоса простых избирателей более предвзятыми, поскольку более убедительными в такие годы звучат призывы демагогов. С другой стороны, наверное использование силы на последних митингах было ошибкой. Ведь само присутствие сепаратистов на улицах ничего не дает им — в Европе все решают законные процедуры, признание другими государствами-членами ЕС (а каталонцы вроде как не собираются уходить из ЕС), соответствие Конституции, а не уличные потасовки. Мадрид имеет право не отпускать Каталонию, ведь экономика всех автономий Испании взаимо-интегрирована, в Барселоне находится крупнейший порт страны, а правительство легитимно и не держится за власть с помощью силы и обмана.

На данный момент Мадрид предлагает Барселоне переговоры. На референдум из 7.5 млн жителей пришло всего 2.2 млн. Есть слухи, что в ЕС независимой Каталонии придется подавать заявку самостоятельно и вся процедура начнется “с нуля”, без гарантий, что заявка будет одобрена (ибо положительное решение должны принять все страны ЕС, а от Испании его можно не ждать).Если они подтвердятся — то, как я и говорил — в Европе всё решает согласие в рамках общеевропейского баланса, который никто не хочет нарушать.

Источники:

http://www.minhafp.gob.es/Documentacion/Publico/CDI/Cuentas%20Territorializadas/Informe%20del%20Ministerio%20SCPT%2013vf.pdf

--

--

Александр Станкевичюс
Александр Станкевичюс

Written by Александр Станкевичюс

Публицист, блогер, писатель.

No responses yet