Что делать с Крымом и Донбассом?

На дворе 2021 год, а наша страна и соседняя Украина до сих пор не смогли решить проблему признания Крыма российским и урегулирования конфликта в Донецкой и Луганской областях. Время идет, а люди продолжают умирать. И уже не столько от самой войны, сколько от нищеты, которая стала каждодневной реальностью для прежде процветавшего Донецка. Экономика никем не признанных, даже РФ, республик “ЛДНР” продолжает ухудшаться, а население оттуда постепенно уезжает, пользуясь возможностью получить российское гражданство. Но не только Донбасс страдает от затянувшейся истории “русско-украинского” противостояния, но и Крым, где никакой войны нет и не было. Находясь под международными санкциями, этот регион фактически выключен как из нормальной мировой, так и, собственно, российской экономики. Несмотря на то, что Крым и Севастополь стали субъектами РФ, фактически РФ сама участвует в блокаде Крыма — там не работают крупнейшие и ключевые российские банки, авиакомпании, ритейлеры и т.д. Ситуацию определенно пора решать за столом переговоров, но как это сделать лучше всего — вы узнаете из этой статьи.

--

  1. ) Проблема ЛДНР в цифрах

Прошло 7 лет, как часть Донецкой и Луганской областей Украины отделились и объявили о своей независимости. Ни одна страна мира так и не признала независимость ЛНР и ДНР, включая Россию, которая оказала всемерную поддержку сепаратистам. В то же время, конфликт с Украиной хоть и потерял остроту, но все же не угас окончательно и в прифронтовой территории до сих пор ведутся бои и обстрелы. По подсчетам ООН, за все время войны на Донбассе погибло свыше 13 тысяч человек, ранения получили более 33 тысяч. Численность населения региона значительно снизилась — несмотря на официальные данные непризнанных республик, которые показывают оптимистичные цифры в 1,45 и 2,25 млн для ЛНР и ДНР соответственно, по заявлениям МВД России, РФ приняла к себе более 1 млн беженцев из Донбасса. Так что фактическое население на этих территориях намного меньше.

ЛДНР уже 7 лет полностью выключены из мировой экономики. До войны Донецк был одним из наиболее перспективных и благополучных городов Украины — в 2013 году он занял 7-е место из 50-ти в рейтинге лучших городов для жизни в Украине. В 2012 году был введен в эксплуатацию современный аэропорт имени Сергея Прокофьева, в рамках подготовки к Евро-2012 (в настоящее время аэропорт лежит в руинах). По ВРП Донецкая область находилась на втором после Киева месте.

На сегодняшний день ЛДНР — это беднейший регион Европы, который огородился не только от Украины, но даже между собой создал таможенный контроль, который только усиливается. По данным ДНР, средняя зарплата составляет 12 тысяч рублей, а пенсия — 4,9 тыс, в ЛНР 10,9 и 4,9 тыс. соответственно. Угольная промышленность, бывшая прежде источником богатства, лежит в руинах. Если в 2013 году на территории будущей ЛДНР вырабатывалось 43,1 млн т угля, то в 2017 году этот показатель упал до 15 млн т (из них 7 млн т в ДНР). Из 88 угольных шахт в ДНР и 69 шахт в ЛНР в 2014 году уже через два года осталось только 18 и 17 соответственно. Еще 2 шахты в ЛНР находились в режиме жизнеобеспечения, а 22 шахты ДНР были намечены к ликвидации. Работы лишились десятки тысяч горняков. Нерентабельные шахты существовали, конечно же, и до войны, но тогда действовал мораторий на признание таких шахт банкротами и дотации из Киева. С 2015 года украинские дотации, по понятным причинам, прекратились, но компенсаций им хотя бы со стороны РФ не последовало.

2. ) Проблема Крыма
Крыму повезло гораздо больше — в результате референдума 96,57% населения полуострова проголосовало за вхождение в состав РФ, что и было сделано без каких-либо проволочек. Все жители Крыма стали гражданами РФ. Это позволило предотвратить кровавую войну за регион, но не позволило обеспечить ему полноценную экономическую жизнедеятельность. Международное сообщество не признало новый статус Крыма и наложило санкции на работу любых компаний в регионе, из-за чего крымчане не имеют полноценного доступа ко всем благам цивилизации, включая услуги российских компаний.

На сегодняшний день проблема экономической интеграции Крыма так и не решена. В его блокаде фактически участвует и РФ, что создает удивительный казус, когда вроде бы российский регион не совсем российский. И частные, и государственные российские компании обходят стороной Севастополь и Крым. Приведем несколько примеров. Сеть продовольственных магазинов “Магнит” заявила, что «конкретных планов по Крыму нет». Крупнейшая сеть X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») так же не спешит работать в Крыму, хотя её магазины есть абсолютно во всех регионах РФ. Не торопятся интегрировать полуостров в свою сеть и госбанки вроде ВТБ и Сбербанка. По словам председателя ВТБ Андрея Костина, это будет означать “жесткие санкции, и для ВТБ они будут означать гибель”. Герман Греф в свою очередь не видит сейчас реально возможных схем, которые позволили бы крупнейшему банку России работать в Крыму без последствий. В целом, из 479 российских банков в 2019 году в Крыму работало всего 7.

Опасается работать здесь и Газпром — об этом сообщал глава парламентского комитета России по энергетике Иван Грачев. Важно при этом то, что на крымском шельфе сосредоточены солидные запасы газа, но разрабатывать их в полной мере так же невозможно из-за санкций.

Российские власти о проблеме, само собой, знают , но решать её не торопятся. Статус Крыма можно было бы урегулировать через Донбасс, но на такое РФ идти не выгодно, так как ЛДНР — это источник постоянной напряженности для Украины и рычаг давления, который не позволяет украинцам интегрироваться в ЕС и НАТО. В своём роде ЛДНР — аналог ПМР. Всё, что Кремль может предложить — это невнятный “особый правовой режим для защиты от санкций”, который засекретит данные инвесторов. Однако то, что Минэкономразвития России разработало законопроект о введении особого правового режима на территориях Республики Крым и Севастополя только через 7 лет, говорит о многом. Едва ли кто-то из крупных игроков реально сможет гарантировать себе конфиденциальность, да и рисковать нет смысла — Крым слишком маленький и бедный рынок.

На 2019 год Крым был одним из самых дотационных регионов РФ. 68% его бюджета — это дотации. Несмотря на более высокие темпы номинального роста экономики и зарплат в сравнении с другими российскими регионами, где в последние 7 лет уровень жизни только падает, крымское “чудо” — всего лишь эффект от вливаний из центра на крупные инфраструктурные проекты, вроде Крымского моста. Более того, это “чудо” еще больше меркнет, если учесть, что в 2014 году было резкое проседание и, соответственно, возник эффект низкого старта. “В 2013 году, когда Крым находился под контролем Украины, ВРП полуострова составлял 46,39 млрд гривен, или порядка 5,8 млрд долларов по курсу гривны на декабрь 2013 года. Из этих данных следует, что после аннексии полуострова его экономика резко упала — почти в 2 раза. И потребовалось несколько лет на то, чтобы восстановить потерянное и вырасти примерно на 17% по отношению к 2013 году (с учетом инфляции). То есть рост составил приблизительно 2,9% в год, что является крайне скромным показателем, учитывая огромный приток денег из федерального бюджета РФ, которые искусственным образом питали этот рост: по некоторым данным, в 2014–2019 гг. Кремль вложил в Крым около 1,5 трлн рублей, т.е. сумму, близкую к ВРП полуострова за весь этот период”.

3. ) Нужно ли держаться за территории, которые мы сами отказались присоединять? Референдумы, признание, поддержка?

Это не праздный вопрос и чем дальше, тем более актуальным он становится. Жители ЛДНР неоднократно давали понять, что они готовы войти в состав РФ — к этой идее положительно относилось и большинство населения России. Но все указывает на то, что удержание ЛДНР в текущем статусе соответствует целям и задачам нынешнего руководства РФ. Провал “блицкрига” в первой половине 2014 года, когда пророссийски настроенные боевики захватывали административные здания от Харькова до Одессы, видимо, заставил Кремль перейти к альтернативному плану. И, само собой, никакой “русской весны” всерьез никто не намечал.

Для России будущего нет никакого смысла продолжать удерживать ЛДНР в их текущем статусе. Присоединять их уже слишком поздно, так как позади остались горы трупов и уничтоженная экономика, и поэтому мягкий “крымский” сценарий более не актуален. Разумеется, присоединение не останется без последствий со стороны других держав, а кроме этого, ещё и лишит Россию предмета для торга на переговорах по признанию Крыма. Опасность здесь может заключаться в том, что украинцы уже научились жить без территорий, которые они обозначают ОРДЛО (Отдельные районы Донецкой и Луганской областей) и их желание вернуть эти районы уже не обусловлено экономическими соображениями, но пока ещё держится за политические. Но настроения могут поменяться и в итоге Украина сама откажется от ЛДНР, которая ещё потребует огромных денежных вливаний для своего восстановления.

4. ) Нужно ли отдавать Крым? Референдум 1994 года, новые поколения россиян.

Вопрос о возврате Крыма едва ли будет стоять в политической повестке будущего правительства. Во-первых, ни одна вменяемая политическая сила, независимо от ориентации, не может совершить политического самоубийства — а именно этим окончится возврат Крыма Украине. Скажем, для право-либеральных сил это означало бы отдать козыри в руки советских и имперских реваншистов, которые цинично играют на чувствах русских людей и пугают потерей Крыма в случае прихода к власти реформаторов. Во-вторых, Крым объективно мешает украинцам в строительстве национального государства, так как он населен почти исключительно русскими. Его тяготение к суверенитету от Киева проявилось еще в 1994 году, когда на референдуме 77,9% крымчан проголосовали за независимость. Да и сам переход Крыма от РСФСР в состав УССР в 1954 году имел весьма сомнительные основания. Есть версия, что Никита Хрущев намеренно хотел увеличить число русских в населении Украины, чтобы ослабить украинский национализм. В-третьих, мы не можем отдать Крым ни сейчас, ни тем более через 10 лет и более потому, что уже родилось новое поколение жителей полуострова, которое никогда не было под украинской юрисдикцией. Это было бы предательством этих людей, наших граждан, а потому недопустимо. Следовательно, вывод здесь только один и он железный — Крым остается за Россией навсегда. А значит, нужно искать способ его признания.

5. ) Украине не стоит держаться за Крым

Украина — это страна, где разделение на восток и запад всегда хорошо отражалось в электоральной географии. В этом можно убедиться по картам ниже, это выборы президента 2010 и 2019 года. Политически украинская держава стала гораздо стабильнее с потерей Крыма и даже ЛДНР, теперь украинцам куда проще строить своё национальное государство. И впредь им следует отказаться от претензий на Крым и признать его русским.

6. ) Донбасс в обмен на признание Крыма и людей

Разумеется, украинцы не должны делать этого задаром. Они много потеряли за последние 7 лет и, во многом, не только по своей вине, но и по вине Кремля. Однако Россия будущего не должна отвечать за ошибки, совершенные не ею. И Украина будет заинтересована в построении дружественных отношений с Российской республикой. Поэтому обе стороны должны прийти к компромиссу, выгодному для всех. Украина признает Крым, а вслед за ней это делает всё мировое сообщество. Взамен Россия раз и навсегда уходит из Донбасса, аннулирует ЛДНР и передает ОРДЛО под украинскую юрисдикцию. При этом всё население ЛДНР, при добровольном волеизъявлении, получает российский паспорт и эвакуацию на территорию России. Это несложно, так как значительная часть населения ЛДНР либо уже имеет паспорта (530 тыс. на начало мая 2021), либо переехала в РФ (около 1 млн). Дальнейшее восстановление Донбасса будет лежать на плечах обеих сторон, в т.ч. речь идёт об инвестициях. Вопрос о привлечении отдельных участников войны к ответственности за военные преступления и разжигание войны должен решаться обеими сторонами в рамках трибунала, рядовым же участникам, не совершавших таковых преступлений, объявляется амнистия.

7. ) Почему это реально — украинцы сами устали от войны

В ответ на такой выход из ситуации можно услышать возражение, мол, Украина никогда на это не пойдет. Но это не так. Война в центре Европы раздражает и утомляет всех, она деморализует общеевропейский проект интеграции, куда входит и РФ, и Украина. Население тоже невероятно устало от войны. Например, согласно опросу 2019 года, 72% украинцев считают, “что ради мира в Донбассе киевские власти должны соглашаться на компромиссы с Россией и представителями самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик”. 62% украинцев “полагают, что в будущем территории ДНР и ЛНР должны вернуться в состав страны на прежних условиях”. Косвенно эти настроения подтверждаются победой Владимира Зеленского на выборах президента 2019, получившего 73,22% голосов, поскольку он считается меньшим “ястребом”, чем бывший лидер страны Петр Порошенко. Порошенко попросту не удалось решить вопрос Донбасса, несмотря на все воинственные заявления и призывы к санкциям против РФ.

Так или иначе, пора подумать о людях. Речь идёт о более чем 6 млн человек, которые уже 7 лет не могут жить нормальной жизнью. Крымчане живут в условиях блокады собственной же страной, которая во избежание санкций не ведет на территории Крыма полноценную экономическую деятельность. Жители ЛДНР просто влачат жалкое существование в никем не признанных псевдо-республиках. Легко говорить о величии держав, реваншизме и ирреденте, когда ты живешь в относительно комфортных условиях. Легко ехать воевать на Донбасс как наёмник, прикрываясь интересами русского народа, а потом оказываться почему-то на фронтах сирийской войны. Или же отсиживаться в благополучной Львовской области и устраивать митинги против правительства. Но что действительно сложно, так это принять волевое решение, использовать политическую волю для того, чтобы исправить ошибки и несправедливость, принести мир на европейскую землю.

Примечание: я запрещаю полное использование данного материала без моего разрешения. Если вы увидели эту статью на другом ресурсе, имейте в виду, что она была опубликована без моего согласия. Эксклюзивно для подписчиков Economics & History, моей страницы на Medium и Яндекс-Дзен.

--

--

Александр Станкевичюс
Александр Станкевичюс

Written by Александр Станкевичюс

Публицист, блогер, писатель.

No responses yet