Что есть Церковь в обществе?
Хотелось бы немного рассказать, какую роль в развитии общества играет Церковь. Я буду лаконичен, и буквально по-пунктам перечислю все то, что Церковь делала и делает в обществе в том аспекте, который не касается личного спасения, а касается исключительно социальной роли.
4 min readSep 4, 2017
В данной статье под Церковью я подразумеваю в первую очередь церковные власти, а потом и паству — последняя не менее важна в данном рассуждении.
- Итак, Церковь всегда играла, играет и должна играть роль обличителя явной несправедливости со стороны государства. Т.е. когда в стране откровенно несправедливые приговоры, высокая коррупция, лицеприятие к богатым и предвзятость к людям победнее на судах, решающая роль личных связей и т.д. — Церковь обязана первой выступить и обличить эти пороки и призывать, призывать, призывать их исправить вот прям сегодня, иначе завтра, если не покаетесь, страну накроет медным тазом. Церковь, которая пытается умалчивать очевидные несправедливости властей, выглядит жалко и не заслуживает доверия.
- Церковь всегда должна призывать к диалогу. Одной из серьезных сторон Церкви является способность усадить за стол непримиримых противников и установить между ними контакт. Зачем это нужно? Очень просто. История показывает, что страны, где разношерстное население не смогло стать единой общностью и найти минимальное согласие между собой, ждет крах. Когда Церковь начинает делать врагами одни группы населения, а других называть правильными — значит, что-то в этой Церкви сломалось. Даже если диалог нужно вести с откровенными еретиками или иноверцами — его нужно вести, чтобы не получилось, как у Мьянмы или Нигерии. Никто не хочет у себя Мьянмы и Нигерии, верно?
- Церковь вполне может служить даже оппозиционной политической силой. Как это было в странах Варшавского пакта, например. Как это было в Мексике, Колумбии, Венесуэле, Испании и еще в десятках других стран — под опекой Церкви может развиваться политическая оппозиция, когда она действительно необходима.
- Церковь должна быть мощным конкурентом государству на рынке социального обеспечения. Буквально. Так и есть во всех развитых странах — у Церкви есть свои школы, больницы, университеты, приюты и т.д. Во-многих странах именно Церковь является серьезной альтернативой гос. социалке, например во Франции. В церковных школах Франции, например, даже допустимы свои правила, т.е. светское государство туда иногда не лезет (но не всегда). В Гонконге полно крупных христианских мед. учреждений, а в Сингапуре католическая система образования занимает второе место после системы государственных школ и охватывает около 65 тыс. учащихся. Иными словами, львиная доля Церкви в секторе соц. услуг для любой развитой страны — норма, а не исключение.
- Церковь исторически способствовала согласию в обществе и развитию верховенства права. Широкая публика, конечно же, слышала только о резне в Варфоломеевскую ночь (организованную властями) и т.п., но мало знакома с деятельностью Церкви на ниве развития права, в т.ч. международного. Собственно, это нетрудно доказать, поскольку среди маститых богословов было полным полно юристов. Ну и, разумеется о неприкосновенности частной собственности можно прочитать именно у них (Кодекс Грациана, Фома Аквинат, Rerum Novarum и т.д.). Такие социально-политические идеи последних столетий, как субсидиарность и дистрибутизм, оказавшие влияние на идеи о правах человека (и представляющие собой реального конкурента социалистическим утопиям), тоже вышли “из под пера” Церкви.
Собственно, здесь же стоит отметить, что Церковь способствовала эмансипации женщин. Взять хотя бы такой момент из Кодекса Грациана:
Например, в законе предписывается, чтобы женщина, если родит мальчика, не допускалась в храм сорок дней, а если девочку — восемьдесят дней (Лев. 12, 2–5). Теперь, однако, уже не запрещается входить в церковь сразу после родов. Равным образом и женщина, имеющая истечение крови, по закону считалась нечистой. Теперь, однако, уже не запрещается сразу входить в церковь и причащаться святых тайн или же крестить [младенца] вслед за рождением. (…) Поэтому Григорий 4 писал епископу Англов Августину, утверждая: «(…) Ибо избыточность природы не может быть поставлена ей в вину и за то, что она терпит против воли, несправедливо отказывать ей в доступе в церковь». (…) - Церковь должна играть на международном поле. Если где-то в какой-то стране систематически убивают, насилуют и грабят — Церковь должна обрушить на эту страну всю мощь своей критики и призывать цивилизованные страны применить все имеющиеся возможности по усмирению людоедов, а не говорить что-то про невмешательство в дела других стран. Для Церкви не существует такого правила — она всегда и везде, все население Земли — её сфера интересов. Жестокие диктаторы должны быть отлучены, а добровольцы-крестоносцы — благословлены.
А вот небольшой список тех вещей, которые не должны делаться Церковью:
- Ни в коем случае Церковь не должна зависеть от светской власти финансово и политически. Зависимая в этих аспектах Церковь — уже не Христова, а Кесарева. Она озабочена не тем, как угодить Богу, а думает, как бы угодить Кесарю. Такое бывает по-разным причинам — страх перед репрессиями или же банальное желание богатства церковными иерархами и пассивное согласие паствы.
- Ни в коем случае Церковь не может играть разрушительную роль в тех случаях, когда от её позиции зависит очень многое, а на кону стоит согласие в обществе. Например, недопустимо поддержание мультикультурализма и однополых браков, как очевидно деструктивных идей, ломающих сложившиеся в течении столетий обычаи, традиции, нормы, культурный фон.
- Церковь не должна боятся т.н. мейнстрима. Это значит, что принимать непопулярные в данный момент, не модные решения — нужно. Просто молчать — нельзя. Просто отделываться расплывчатыми фразами — нельзя. Если нужно отлучить Джастина Трюдо — его нужно отлучить, потому что он поддерживает аборты и однополые браки. Если нужно отлучить чиновников за коррупцию — это нужно сделать, даже если он прихожанин, делающий большие пожертвования. Еще раз — Церковь, которая боится и от кого-то зависит — выглядит жалко, не вызывает доверия и теряет верующих в долгосрочной перспективе (даже если приобретает в краткосрочной). У Церкви есть власть духовная, она намного превосходит власть светскую, потому что имеет пределы в вечности.
Итак, по-моему мнению такова роль Церкви в обществе. Такой она должна быть, такой она не должна быть.