Экономика России за последние 17 лет юбиляра — как это было и есть
Сегодня день рождения российского президента, Владимира Владимировича Путина. Президенту исполняется 65 лет. Так что самое время проанализировать экономическую политику российского лидера за годы его нахождения у власти, часто именуемой путиномикой (по аналогии с рейганомикой, обаманомикой и т.д.). Каковы основные составляющие путиномики и тенденции, которые, предположительно, имеют место?
- Сырьевая экономика. Ни для кого не секрет, что экономика России ориентирована на экспорт сырья, в особенности нефти и газа. Как бы ни хвалились нашей обрабатывающей, космической и военной промышленностью, но их вклад в экономику России сравнительно смехотворный. При чем зависимость России от нефти и газа лежит не только в плоскости производства и экспорта, но и в политической, а также напрямую влияет на темпы роста экономики (по сути, экономика России растет почти исключительно за счет повышения цены на нефть и наоборот). Нефть, газ и нефтепродукты занимают около 60–70% всего российского экспорта. Российская внешняя политика, как мне кажется, руководствуется интересами нефте-газового сектора и крутится вокруг таких проектов, как Сила Сибири (Китай), Северный поток (Германия), Турецкий поток (Турция). Партнерство с Венесуэлой и инвестиции в её нефте-газовый сектор также следуют в этом русле. Наконец, в указе “О Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года” от 13.05.17 написано, что развитие “зеленых” и энергосберегающих технологий относятся к “основным вызовам и угрозам экономической безопасности”. Таким образом, сырьевая модель экономики прочно “закреплена”, как основополагающая в экономике страны.
2. Кредитная экспансия и рост денежной массы против роста госдолга. Государства могут покрывать расходы двумя способами: наращивать госдолг, выпуская облигации (как, например, США и прочие развитые страны), либо за счет инфляционного налога с населения, увеличивая денежную массу. В России — очень низкий госдолг, чем очень гордятся патриоты, но это только потому, что они уже, косвенно, заплатили за госрасходы из своего кармана. Рублевая денежная масса с 2000 по 2016-й выросла очень значительно — примерно в 64 раза (в США за тот же период — только в 4 раза). Крупнейший драйвер роста денежной массы — это кредиты, которые в путиномике играют настолько важную роль, что сам Владимир Путин призывал граждан “поскорее брать ипотеку” (цитата по Ленте.ру: «Лучше не ждать, потому что все-таки инфляционные процессы развиваются, и так далее, поэтому, кто хочет и готов, это лучше делать сейчас!»). Кроме жилищного сектора (активное возведение “муравейников” по всей России), кредиты важны для поддержания отечественного автопрома.
3. Протекционизм. Для путиномики характерна политика косвенного принуждения иностранных производителей размещать свои производства в России, несмотря на то, что это не приносит удешевления продукции (зато создает рабочие места). Высокие барьеры и пошлины, особенно для автопроизводителей, рассчитаны на то, чтобы они создавали заводы в РФ, а утилизационный сбор собирается только с автомобилей, произведенных заграницей. Помимо этих мер, используются субсидии при покупке отечественных машин и собранных в России иномарок. Однако это не удешевляет стоимость автомобилей, так как порождает слишком большие издержки для производителей — они создают в РФ сборочные предприятия, чтобы оставаться на ограниченном российском рынке. Никаких выгод создавать предприятия на территории России, добровольно (исходя из рыночных соображений), государство не предоставляет. Если бы это было выгодно, то такие заводы были бы созданы, а произведенные на них машины даже экспортировались бы в другие страны (в значительном количестве). Для удержания цены, большинство собираемых в РФ иностранных авто — “особой комплектации”, сильно урезанные в оснащении и мощности. Также, большая часть этих машин собирается из готовых импортированных деталей “крупно-узловой сборкой” ( semi knocked down — полуразобранный) — никаких инноваций и инвестиций в инновационное производство в рамках такой политики не происходит сколько-нибудь значимых масштабах, хотя формально, на бумаге, рисуются красивые цифры “произведенных в России” машин.
4. Высокие налоги. Вопреки домыслам и влажным мечтам политиков уровня “Януш-Корвин-Микке”, в России очень высокие налоги, сравнимые с европейскими, а то и превышающими их. Налоги в России многочисленны и их можно разделить на три типа: прямые, косвенные и инфляционный. Только прямые налоги состоят из НДФЛ 13% + 30% социальный налог (22% пенсионный фонд, 5.1% ФОМС, 2.9% ФСС) — 43%. К ним можно добавить налог на недвижимость и транспорт (ставка варьируется в зависимости от региона). Косвенные налоги: НДС от 10 до 18%, акциз на топливо (в 2016-м году на 1 литр бензина 7.53 рубля, дизеля 4.15 рубля), акцизы на алкоголь, сигареты, пошлины за покупки за рубежом. Наконец, инфляционный налог — это обесценивание денег, падение их покупательной способности в результате государственной эмиссии новых денег. С января 2000-го года по сентябрь 2017-го года накопленная инфляция составила 505% (!!!). Иными словами, 1000 рублей в январе 2000-го = 5992 рублям в 2017-м. Общая налоговая нагрузка без учета инфляционного налога оценивается от 55 до 61% (https://rg.ru/2016/04/11/sredniuiu-nalogovuiu-nagruzku-na-zarplatu-rossiianina-ocenili-v-53-procenta.html), но учитывая инфляцию, можно быть уверенным в том, что она намного больше.
5. Высочайший уровень присутствия государства в экономике — характерная особенность путиномики. Огосударствление экономики подтверждает официальное мнение Федеральной Антимонопольной Службы. В 2016-м году ФАС оценила долю государства в экономике в 70% от ВВП (https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/09/29/658959-goskompanii-kontroliruyut-ekonomiki). Для сравнения — в 1998-м году она была 25%, в 2005-м 35%, в 2012-м уже 50% и всего за три следующих года выросла до 70%. Т.е. речь идет о тенденции, характеризующей всё время правления Владимира Путина. Да и ни для кого не секрет, что основной экономической силой страны являются государственные и около-государственные компании, а не частные производители (как в развитых странах и даже в Китае). Именно они, вероятно, и получают большую часть гос.контрактов на крупные проекты.
6. Контроль над бюджетом со стороны влиятельных групп. Да-да, это что-то новенькое, но согласно докладу ВШЭ “общие расходы бюджетной системы России оцениваются в 35% валового внутреннего продукта. При этом силовые, бюрократические и региональные элиты контролируют част расходов, эквивалентную 15% ВВП — по пять 5% ВВП контролируют силовики и региональные группы. 3,7% ВВП — федеральная бюрократия, 1% — элиты «бюджетного сектора». Эксперт уточнила, что речь идет о направлениях расходов бюджета, которые лоббируют те или иные группы интересов или ими полностью распоряжаются. Силовики контролируют расходы на оборону и безопасность, которые увеличились после кризиса 2008–2009 годов и протесты 2011–2012 годов, федеральная бюрократия отвечает за траты на общегосударственные нужды и национальную экономику, а элиты бюджетного сектора — за федеральное образование, здравоохранение и культуру” (https://fn-volga.ru/news/view/id/73270). Впрочем, лоббизм в российской экономике — ни для кого не секрет и, можно сказать, является характерной чертой экономики 2000–2017. Влиятельное сырьевое лобби (например, всем известная Роснефть), сельскохозяйственное (оно, скорее всего, и протолкнуло санкции против европейских товаров), оборонное (контракты с саудитами, китайцами, индусами, сирийцами и т.д.), силовики и т.д.
7. Низкий уровень экономических свобод. И не надейтесь, что живете в стране с рыночной экономикой после всего того, что мы обсудили выше. В 2017-м году Россия находилась на 114-м месте в Индексе экономической свободы от Heritage. Наши соседи: Нигерия и Мадагаскар, ребята. Все это печально даже не смотря на то, что в 2016-м Россия была на 153-м (!!!) месте, что было падением в сравнении с 2015-м годом (143-е место). Думаете, это тенденция? Очень вряд ли. Смотрите на график. В то время как Европа в целом идет к повышению индекса экономической свободы, Россия с 2000 по 2017-й балансирует на грани repressed и mostly unfree. Только в 1999-м году показатель равнялся 54,5% в индексе и его удалось обогнать только в 2017-м! Все остальное время экономическая свобода в стране была хуже, чем в 1999-м.
8. Низкий уровень доходов работающего населения. О да, я обязательно напомню об этом еще раз, благо повторю официальную позицию власти — в России сложилась такая ситуация, когда работающее население живет на грани бедности. Это же замечательно — при всех наших выкрутасах на мировой арене, в стране живет 22 млн бедных — таковы данные, представленные председателем счетной палаты Татьяной Голиковой в Совете Федерации. А опрос ФОМ 2016-го года показал, что 46% населения получают зарплату меньше 20 тысяч рублей (около 290 евро). 80% россиян сталкиваются с нехваткой средств от зарплаты до зарплаты. От 20 до 30 тысяч рублей получают 22%, а более 30 тысяч — 15% опрошенных. При этом менее 8 тысяч рублей получают 8% опрошенных .(https://ria.ru/society/20160407/1404460153.html) Наконец, согласно Росстату, у 65% россиян доходы НЕ превышают 4-е прожиточных минимума (это около 36 тысяч рублей в месяц, или 520 евро). То есть 65% наших соотечественников получают ДО 36 тысяч рублей (https://www.kp.ru/daily/26658/3683470/).
Какие выводы здесь можно сделать? Я не буду делать никаких. Делайте их сами. Благо пруфы предоставлены.