Россия — щедрая душа или как Россия списывает долги
У России действительно щедрая душа. Но не в нормальном, положительном смысле этого слова. В России очень щедрый институт государства, особенно в том, что касается воплощения внешней политики (aka продвижение интересов лоббистов) за счет внутреннего развития страны. Построим атомные станции и продадим оружия производства нашего ВПК…в кредит. А кредит потом простим, чтобы увеличить влияние на какую-нибудь страну. Да, так пишут, например, в статье “Сколько долгов простила Россия другим странам”.
За последние двадцать лет Россия простила долгов на пару сотен млрд долларов. Значительная их часть досталась от советского прошлого, но далеко не вся. Например, венесуэльские и сирийские долги вполне “свежие”. Кстати, по этим долгам можно судить, с кем наша держава имеет дело — куда нам до загнивающих стран, когда наши партнеры: Эфиопия, Монголия, Вьетнам, Сирия, Алжир, Афганистан, Ливия, КНДР, Куба, Венесуэла, Мадагаскар, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан?
Вы можете сказать, что многие эти долги “невозвратные”, страны-должники слишком бедны, чтобы ждать от них возврата денег. Но это заблуждение. Например, Монголия вполне способна были бы вернуть 172 млн долл, которые ей списали в 2016-м году. Это быстроразвивающаяся страна. В Улан-Баторе строят небоскребы и снимают кино. Или Венесуэла — этой нефтяной державе Россия в последние пару лет “подарила” около 8 млрд долл.
Еще смешнее ситуация с Узбекистаном. В декабре 2014-го Россия списала долг в 865 млн долл, которые предоставила в 1992-1993-м годах. Не советский долг. И знаете, что мы получили взамен? “Возможности для поставок военной техники под кредит”. Прекрасно — Россия получила шанс продать узбекам военную технику в кредит.
Списание долгов КНДР в вышеназванной статье обосновывается следующим образом: “ КНДР за прощение долга пообещала оказать помощь в образовательных программах, содействовать развитию энергетики и здравоохранения в РФ”. Нет, вы слышали? Страна с африканским уровнем жизни поможет европейской ядерной державе в образовании и здравоохранении.
Ещё немного апологии списанию долгов в статье:
строительство атомных электростанций на территории стран должников, обеспечивает финансирование российских строительных компаний. Покупка ядерного топлива у РФ расширяет рынок его сбыта. Появляется еще один должник, частично зависимый от воли России, которому позже можно списать часть долга;
продажа вооружения, производимого Россией, обеспечивает рекламу продукции среди зарубежных партнеров. Кроме того, постоянно требуется обслуживание техники и ее совершенствование, что способствует сохранению рабочих мест персонала;
финансы, данные стране в долг, направляются российским военным компаниям, стимулируя развитие ВПК;
продажа продуктов питания способствует развитию сельхозпроизводителей, обеспечивая расширение рынка сбыта пищевой продукции. Иногда продукты продаются из госрезерва, содержимое которого требуется пополнять регулярно свежими товарами.
Везде предполагается весьма существенная выгода для российской промышленности. Однако в статье забыли указать ключевой факт — никакой выгоды от щедрот Кремля простые россияне и российский частный бизнес не получает. Строительством атомных станций и производством вооружений занимаются госпредприятия. Развитие российского государственного ВПК таким путем, как прощение долга и направление кредитов российскому ВПК — это какая-то аутофелляция в типично советском стиле. Т.е. вы даете кредит какому-нибудь чучхестану, на который чучхестан покупает оружие у вашего ВПК. Хитро-выдуманный способ освоить деньги налогоплательщиков. Куда проще легализовать огнестрел с правом на ношение и раздать гражданам в кредит продукцию российского ВПК, чем помогать очередному африканскому или азиатскому людоеду удержать власть. Наконец, развитие сельхозпроизводителей, и без того слишком дорого обходящихся россиянам, представляет собой ту же самую схему, что и в случае с ВПК. Как будто мало им санкций на европейские продукты, мало им субсидий и тарифов.
Что касается сохранения политического влияния на регион, то это тоже очень сомнительное обоснование щедрости. Среднеазиатские страны — не очень выгодные партнеры для России, которые заинтересованы в нас прежде всего как в стране, куда могут уезжать их молодые пассионарные граждане, что укрепляет политическую стабильность их диктатур. Если узбеков или таджиков поставили бы перед фактом, что в Россию им так просто на заработки/переезд не попасть, они чаще задумывались бы о собственной стране и политической ситуации в ней.
Для Венесуэлы все куда проще. С этой страной не имеет желания связываться ни одна развитая страна мира, так что “дружба” с Россией — одна из возможностей выйти из изоляции. При этом мы не имеем партнера в виде страны. Вся “дружба” сводится к поддержке конкретного коммунистического режима. Если Мадуро завтра разорвут на части, как Каддафи, новое правительство скорее возьмет курс на США, чем на Роснефть Сечина. Тоже самое касается Сирии — Россия удерживает режим Асада, который дышит на ладан и не признается развитыми державами. Т.е. мы имеем влияние на конкретного лидера и его сторонников, а не на Сирию. Это влияние очень шаткое и не долгосрочное.
Или вспомним наших “братьев” в Сербии. В январе 2013-го Россия выделила 800 млн долл на модернизацию сербских железных дорог, а в апреле того же года — еще 500 млн долл для стабилизации бюджета Сербии. А в октябре 2017-го уже очень мало сомнений в том, что Сербия станет членом ЕС. В частности, еврокомиссар по политике соседства и расширению ЕС Йоханнес Хан сообщил, что Сербия сможет стать членом ЕС до 2025-го года.
Что касается Вьетнама, то здесь — одно из опровержений тезиса о выгоде прощения долгов как перспективе для строительства АЭС. Простила Россия старые долги под 10 млрд долл в 2000-м году. А в 2016-м Вьетнам отказался от проекта строительства АЭС, который должен был выполняться российской госкорпорацией Росатом (сам проект был согласован еще в 2009-м).
Но помимо списания долгов, российское государство, конечно же, активно раздает новые. Выше уже упоминалась Венесуэла и Сербия. Есть еще партнеры по Евразийскому Союзу, которые получают деньги из Евразийского фонда стабилизации и развития, пополняется который, прежде всего, за счет России (более 88% всех взносов). Например, в 2016-м году из этого фонда 40 млн долл получил Таджикистан для устранения проблем с бюджетом. При чем зачем это нужно России — совершенно непонятно, поскольку Таджикистан активно осваивается Китаем — 60% прямых инвестиций таджикам сделали именно китайцы, когда как на северного мецената приходятся жалкие 8%. Но и не это главное. Главное — Таджикистан даже не является членом Евразийского Союза!
В этом году Россия, через банки Газпромбанк и Внешэкономбанк предоставила кредит Узбекстану в 1 млрд долл. Вспомните — ранее мы говорили, что в 2014-м был списан долг в 865 млн долл. Утверждается, что это инвестиции в текстильную и другие отрасли промышленности республики. Однако кредит выдается госбанками Национальному банку Узбекистана. Это вам не инвестиции частных компаний под конкретные проекты других частных компаний. Это передача чиновниками одного госбанка чиновникам другого госбанка 1 млрд долл для “освоения”. Я почему-то не сомневаюсь, что и этот миллиард позже будет списан.
В 2010-м году Россия выделила 100 млн долл Боливии на покупку вертолетов и президентского самолета. Весь заказ будет выполнен частным предпри…ай нет, весь заказ будет выполнен (ил уже выполнен, этого я не уточнял) госкорпорацией ОАК. Другое дело — зачем было давать такой кредит стране, где ранее, в 2008-м году, профицит бюджета составил более 700 млн долл? Иными словами, лишние деньги пусть останутся боливийцам, а за президентский самолет Моралесу заплатят россияне.
В 2017-м Рособоронэкспорт подтвердил поставку Вьетнаму военной техники под кредит (ну разумеется), изготовленную на госпредприятии Уралвагонзавод. Объем техники СМИ называют различный, но встречал я и такие данные: 64 танка Т-90 различных модификаций. Один такой танк стоит примерно 120 млн рублей. Это 7 млрд 680 млн рублей, если, конечно, не предусмотрены оптовые скидки.
15 января 2013 года в Москве состоялась запланированная встреча Президента России Владимира Путина с премьер-министром Бангладеш Шейх Хасиной. В ходе встречи были подписаны соглашения о предоставлении Россией Бангладеш двух кредитов на общую сумму 1,5 миллиарда долларов США, а также о закупке на них российского оружия и финансировании строящейся в Бангладеш ядерной станции. То есть опять перераспределение денег российским госкорпорациям, с намеком на политическую выгоду и перспективой благополучно списать долг или его часть в будущем ради, опять же, некой политической выгоды.
Таких кредитов еще можно перечислять много. Есть у нас в списке должников и Индонезия, и Иордания, и Египет. Цели везде одинаковые — строительство АЭС и покупка вооружений. Вопрос теперь только в том, сколько из этих денег будет возвращено, а сколько — списано.