Хватит ли нам денег на минархию?
Моя программа из 22 шагов справедливо требует некоторых цифр и расчетов для своего обоснования, поскольку я предлагаю довольно радикальное снижение налогов и их вечное ограничение определенным потолком, выше которого государство прыгнуть не сможет. Некоторым показалось, что в случае отмены НДС, транспортных налогов, акцизов и пошлин государство не сможет функционировать вовсе, а в социальной сфере наступит коллапс.
Что ж, давайте разберем, так ли это. Основные вещи, которые надо подчеркнуть сразу, следующие:
- Реформы потребуют некоторого времени, которое я вполне был бы готов даже законодательно зафиксировать.
- Отмена налогов, пошлин и акцизов сочетается с упразднением значительного количества государственных трат. Т.е. отменяя налоги, мы не сохраняем расходы на прежнем уровне, а оптимизируем их. Кроме того, будет исключен фактор коррупции, кумовства, бюрократических издержек и распилов, так что госрасходы должны уменьшиться за счет прозрачности и честности в оказании услуг.
- Речь идет, прежде всего, о федеральном бюджете и его расходах и доходах, кроме разве что транспортного налога, который собирается на уровне регионов. Но этот вопрос я предлагаю решать на местном уровне передачей ответственности за дороги на плечи частных лиц, корпораций и самоуправлений. Заметим также, что транспортный налог предполагалось отменить еще в 2009-м году с заменой его акцизами на топливо. Однако государство оставило и транспортный налог, и ввело акцизы. Я же убежден, что ни то, ни другое не требуется для создания качественной дорожной сети.
- Нельзя не учитывать, насколько отмена налогов, акцизов и пошлин увеличит благосостояние граждан и их экономическую активность, что компенсирует возможную, но вовсе не обязательную, неспособность государства обеспечить на время реформ социальную помощь всем нуждающимся.
- Отмена налогов, пошлин и акцизов и установление потолка в 10% для граждан и 10% для компаний не касается социального налога, который в России оплачивается отдельно и в отдельные фонды. Т.е. взносы в ПФР, ФОМС и ФСС не включены в федеральный бюджет. Это значит, что по ним проводится отдельная реформа, о которой так же упомянуто в 22-х шагах — отмена социального налога имеет многоступенчатую структуру, будет проходить постепенно и без потрясений для социальной системы в целом. Мои предложения никого не оставят в тяжелой жизненной ситуации.
Итак, учитывая вышесказанное, мы можем перейти к вопросу: хватит ли денег бюджету на реформы и минархию? Для ответа на этот вопрос, нас интересует прежде всего анализ федерального бюджета и федеральных налогов. Ниже простая обобщающая инфографика, внимательно изучите и запомните её цифры. Сразу обратите внимание, что наш бюджет уже сегодня является дефицитным. Недостаток покрывается за счет фондов и заимствования на внутреннем рынке.
Ниже представленные расчеты, разумеется, являются приблизительными, а за основу берется федеральный бюджет 2017-го года.
В федеральные налоги входят: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира, гос.пошлины.
Согласно моей программе, НДС, акцизы, НДФЛ, водный налог, сборы и пошлины подлежат ликвидации. Остается налог на прибыль в размере до 10% максимум, налог на добычу полезных ископаемых и вводится единый налог для граждан с пределом до 10%, который заменяет косвенные и прямые поборы. Попробуем подсчитать, сколько бы имел федеральный бюджет в таком случае. Разумеется, расчеты очень приблизительные, в некоторых моментах нам пришлось пойти на упрощения (например, НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и нефтегазовые доходы бюджета не тождественны, так как в последние входят таможенные вывозные пошлины, но в нашем случае мы упростим все до НДПИ).
- Для упрощения возьмем нефтегазовые доходы за 2017-й год, т.е. представим, что доходы минархистского бюджета по этой статье равны 5,05 трлн рублей и прибавим, допустим, еще 1 трлн, так как я предлагаю повысить ставки на НДПИ (например ставка на добычу углеводородов сейчас равна 16,5%, я считаю, что на этапе реформ она должна быть повышена, как и ставки на остальные полезные ископаемые, ровно на такое время, какое потребуется для проведения реформ, что тоже можно зафиксировать законодательно). Итого имеем примерно 6 трлн рублей.
- НДС будет отменен сразу, так что вычитаем -4,895 трлн рублей.
- Налог на прибыль принес фед. бюджету 600 млрд рублей в 2017-м году. Базовая ставка по нему составляет 20%, 3% получает федеральный бюджет, 17% региональные бюджеты. Упростим расчеты. У нас максимальная ставка налога на прибыль будет до 10%, и допустим, что федеральный бюджет будет делить полученные доходы с самоуправлениями с тем же соотношением, пока последние не решат вопросы с муниципальным социальным активом (школами, поликлиниками, больницами и т.д., которые должны постепенно приватизироваться, передаваться самоорганизациям и т.д., уходя из статьи расходов самоуправлений). Когда реформа социальной системы будет завершена, я не вижу причин оставлять самоуправлениям доходы от налога на прибыль. Но пока оставим за федбюджетом примерно 300 млрд на первые годы реформ — т.е. доходы уменьшились в два раза вслед за уменьшившимся в два раза налогом на прибыль и не будем учитывать рост деловой активности за счет снижения налогов и повышения гарантий прав собственности. Просто запомните эту деталь — налог на прибыль в после-реформенный период будут приносить минархии высокие доходы, намного выше, чем они приносят сейчас фед. бюджету.
- Акцизы и таможенные пошлины ликвидируются в первые же годы, так что вычитаем из доходов бюджета -872 млрд и -527 млрд рублей.
- Сложнее всего оценить “прочие доходы”, так как сюда входят как не-налоговые доходы (доход от государственных унитарных предприятий и гос. имущества, штрафы, госпошлины), так и НДФЛ. Поскольку при минархии система штрафов в той или иной мере будет существовать, хотя и реформируется в пользу пострадавших, а не государства, и поскольку унитарные предприятия будут ликвидированы, а налог для граждан будет ограничен потолком в 10%, подсчеты здесь вести крайне затруднительно. Поэтому я снова сделаю упрощение и примерно подсчитаю, сколько федеральный бюджет получит от налога в 10% с граждан, без учета остальных статей дохода, даже без учета доходов от приватизации гос. активов и без учета роста доходов граждан за счет радикального снижения налогового бремени, а также без учета выхода теневого сектора “в свет”. Допустим, у нас около 72 млн экономически активного населения и медианная зарплата 24700 рублей (после уплаты НДФЛ). Добавим к ней ликвидированный в ходе реформ НДФЛ — получим 28391 рубль, столько россияне получают сегодня в условиях большого государства до уплаты НДФЛ (медианное значение). Умножим 72 млн на 28391 и вычтем 10% — получим 204 млрд рублей.
- Итого имеем: 6 трлн + 300 млрд + 204 млрд. Итого: 6505 трлн рублей без учета доходов от приватизации, роста благосостояния населения, уменьшения теневого сектора, штрафов — в первый год реформ (они могут быть намного выше, также, если считать каждое конкретное повышение ставок по НДПИ, но это тема отдельных подробных подсчетов).
Давайте теперь подсчитаем, какими были бы расходы, если бы реформы по моей программе начали проводить в 2017-м году.
- Прежде всего, сразу исключим из расходов те статьи, на которые перестанут расходоваться средства в первый же год реформ в силу своей откровенной бессмысленности для благосостояния общества: 99 млрд на культуру и кинематографию, 90 млрд на спорт, 77 млрд на СМИ (никаких гос.СМИ), 76 млрд охрана окружающей среды (в нее входит очистка сточных вод, некие прикладные исследования по охране окружающей среды, охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания и экологический контроль — все то, что могут делать самоуправления и частные структуры без труда). Такой жирный пункт, как “общегосударственные вопросы” включает в себя следующее: функционирование Президента Российской Федерации; функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований; функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; обеспечение проведения выборов и референдумов; международные отношения и международное сотрудничество; государственный материальный резерв; фундаментальные исследования; резервные фонды; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; другие общегосударственные вопросы (БК РФ ст. 21) — и его следует сократить с 1,141 трлн до каких-нибудь 200 млрд. Сюда входят как-раз те баснословные суммы на содержание многочисленных чиновников и депутатов, их помощников и помощников их помощников. В минархии труд сенаторов и членов самоуправлений не будет оплачиваться из федерального бюджета. Остается потребность в обеспечении высоких зарплат судей. Так что вычитаем еще 941 млрд. Наконец, вычтем “секретные и строго секретные расходы”, которые неизвестным никому образом распределяются между всеми остальными статьями бюджета абсолютно неизвестно на что. Никаких секретных расходов от налогоплательщиков не может быть в современном развитом государстве, поэтому еще -2,768 трлн рублей. Итого без оговорок мы вычитаем жирные -4,051 трлн рублей. И идем дальше.
- Статья расходов “экономика” подразумевает собой на сегодня следующее: “общеэкономические вопросы; топливно-энергетический комплекс; исследование и использование космического пространства; воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водное хозяйство; лесное хозяйство; транспорт; дорожное хозяйство (дорожные фонды); связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в области национальной экономики” (там же, БК РФ). Многие пункты выглядят внушительно, но на поверку оказываются очередным распилом налогов. Например, под “топливно-энергетическим комплексом” скрывается господдержка угольной промышленности, поддержка народных промыслов и т.п. субсидии. Кроме расходов на федеральные дороги, все остальное представляет собой порочные советские практики. Но расходы на дороги у нас как-раз всячески урезают. При том, что для такой огромной страны, как Россия, наличие широких трасс высшего качества является жизненно необходимым условием развития. Из 2,069 трлн следует оставить только средства на содержание и строительство дорог федерального значения. В 2018-м году Росавтодор, отвечающий за содержание и развитие федеральных дорог и субсидии регионам, получит 533 млрд рублей + 66 млрд в виде средств на развитие региональных дорожных программ, в 2017-м на эти цели было выделено 500 млрд. Допустим, что в первый год некоторые расходы отменить сразу не получится, но в любом случае по этой статье расходов у нас получилось бы около 700 млрд вместе 2,069 трлн. Итого вычитаем -1,369 трлн рублей.
- Самой главной статьей расходов российского фед.бюджета сейчас остается социальная политика. Она составляла в прошлом году 5,092 трлн рублей, из которых большую часть составляла поддержка Пенсионного фонда — 3,639 триллиона рублей. Это ненормальная ситуация, поскольку и без того существует отдельный Пенсионный фонд. В 2016-м году из 7,626 трлн бюджета ПФР 3,355 трлн были выданы из фед. бюджета. Поскольку моя программа подразумевает постепенную социальную реформу, отменить эти трансферты сразу не получится. Тем не менее, расходы на социалку в целом вполне можно снизить, ведь они и так снизились в 2018-м году до 4,7 трлн рублей. Например “прикладные научные исследования в области социальной политики” в 2018-м году получили 174 млн. рублей; такие статьи, как “модернизация и развитие социального обслуживания населения, поощрение победителей всероссийского конкурса на звание “Лучший работник учреждений соцобслуживания” и оказание поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации” получили 7,3 млрд. Порочная статья “сфера охраны семьи и детства” получила солидные 452 млрд — сюда входят бесплатные аборты, материнские пособия и т.д. При этом из этой суммы многодетные семьи получат мизерные 17,6 млрд. Я не вижу причин не отменить большую часть подобных расходов в рамках курса на восстановление и развитие горизонтальных связей и семьи, которые заменят государственный патернализм (чиновничью опеку над матерями). Довольно приблизительно, я полагаю, в первый год реформ можно было бы оставить расходы в этой статье на уровне 3,5 трлн рублей, куда войдут трансферты реформируемому ПФР, расходы на социальное обеспечение населения, поддержку детей в трудной ситуации и, возможно, некоторые выплаты матерям, которые в будущем должны быть отменены.Таким образом, вычитаем -1592 трлн.
- Остается рассмотреть совсем немного. У нас еще остается образование и здравоохранение. Сюда, разумеется, входит вся государственная образовательная и медицинская система, которая в моей программе должна быть реформирована и перейти полностью на частную или общественную основу. Поскольку этот процесс займет некоторое время, отменить расходы сразу по этим статьям не получится. Однако в целом большая часть расходов на здравоохранение и образование лежит на плечах региональных бюджетов, следовательно постепенное сокращение этих расходов на федеральном уровне не станет катастрофой. Более того, я считаю, что эти вопросы и должны решаться самоуправлениями на местных уровнях в том случае, если ими организованы общественные учреждения такого типа (больницы, школы и т.д.). Например, консолидированный бюджет на здравоохранение в 2018-м году составил 3,15 трлн, а федеральные расходы здесь заняли всего 460 млрд. Но будем пока придерживаться цифр за 2017-й год (условных, от которых мы отталкиваемся просто чтобы было на чем строить наши расчеты). Допустим, мы оставим 378 млрд на здравоохранение на первый год и даже оставим 595 млрд на образование, а затем, из года в год, эти расходы будут снижаться, пока не упадут до нуля, в то время как медицина и образование будут плавно переходить в руки самоуправлений, самоорганизаций и частных компаний.
- Помощь региональным бюджетам в размере 757 млрд рублей — на мой взгляд, крайне порочная практика, которая подобна помощи ООН Палестине или Африке. Т.е. эти средства пропадают, не доходя до формальных адресатов. Более того, во всех статьях федбюджета, вроде социальной политики, экономики и здравоохранения и так уже подразумеваются средства для регионов. Данная статья даже в БК РФ описана крайне расплывчато, без указания конкретных целей (выравнивание бюджетной обеспеченности?). Поэтому эти расходы могут быть отменены в первый же год реформ. Вычитаем -757 млрд.
- Обслуживание госдолга — важная часть расходов даже для минархии, поскольку России нужно держать высокий уровень доверия к себе со стороны кредиторов. Однако новых долгов брать не нужно и эта статья расходов будет постепенно уменьшаться с 728 млрд до нуля. Но в первый год реформ допустим, что она равна 728 млрд.
- ЖКХ — вечная проблема советской и пост-советской России. Пока еще я не написал подробного текста о реформах в этой сфере, поэтому мои расчеты здесь будут совсем уж умозрительными. Сюда входит “ совокупность отраслей российской экономики, обеспечивающих работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов. В ЖКХ входят жилищное хозяйство (капитальный и текущий ремонт зданий), теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, ремонт инженерных коммуникаций, а также благоустройство территорий, утилизация мусора и уборка”. Разумеется, все, что приходится в этой сфере на государство, нужно приватизировать. Я прекрасно понимаю, насколько проблематична монополия государства в этой сфере, так как внимательно отношусь к платежам за эти услуги. Однако надо понимать, что в этой сфере уже существует частный сектор и опыт частного оказания услуг такого рода, поэтому движение по пути реформ здесь не будет первопроходничеством. Тем паче федеральные расходы здесь весьма скромны — всего 79 млрд рублей. На данный момент я полагаю, что эти расходы можно будет ликвидировать уже на второй год реформ, так что вполне можно вычесть их из наших расчетов.
- Безопасность, правоохранительная деятельность и оборона занимали в 2017-м году в совокупности 2,292 трлн рублей. Как вы понимаете, для минархии здесь не может быть движения в сторону уменьшения. Расходы на оборону и полицию будут расти по мере освобождения государства от остальных забот и оптимизации государственного института. Разумеется, будет оптимизирована численность полиции (слишком большая на данный момент) и армии (имеет смысл незначительно снизить). В то же время нужно будет обеспечить солдат и офицеров, полицейских высокими зарплатами, так что наши расходы здесь даже выросли бы до 2,5 трлн рублей в первый год. Так что прибавляем +208 млрд.
Итог
Итак, расходы, если бы реформы 22 шагов проводились бы в 2017-м году, составили бы 8,6 трлн рублей, а доходы 6,5 трлн. Разумеется, это крайне приблизительные цифры, при чем доходы не учитывают очень многого — приватизации, снижения коррупционной составляющей, повышения НДПИ, повышения благосостояния граждан и их экономической активности (а значит и увеличения дохода от налога в 10% как от граждан, так и от компаний). Не забывайте, что дефицитный бюджет у России был и в 2017-м, дефицитный он и сейчас. А для периода реформ дефицит бюджета не является чем-то из ряда вон выходящим, тем более с гарантированной перспективой преодоления дефицита по ходу реформы собственными силами (приватизация, снижение и нивелирование расходов по большинству статей, рост благосостояния, инвестиции). Однако я полагаю, что даже первый год реформ можно свести к минимальному дефициту бюджета (меньше той цифры, что у нас получилась)— все же представленные цифры даны в пример того, как можно осуществить реформы без страха перед социальным коллапсом и дефолтом. Дефицит в нашем примере составил 2,1 трлн рублей на основе статей бюджета за 2017-й год, при том что реальный дефицит за тот год был выше — почти 3 трлн!
Напоминаю, что данные расчеты очень приблизительные. Они просто демонстрируют направление моих мыслей и я открыт и даже жду ваших замечаний.
Помните, что в рамках моей программы любое лишение граждан господдержки с лихвой компенсируется радикально сниженными налогами — никаких пошлин и НДС, акцизов, “платонов и т.п. сборов не будет уже в первый год реформ. Реальные доходы вырастут, цены на товары упадут, а рубль перестанет терять свою покупательную способность.
Примечание: частичное или полное использование материала возможно только с согласия автора. По всем вопросам пишите: https://vk.com/stankevichyus